... Есть такие ребята - фонд cодействия развитию музыкальной культуры «Бельканто». Это организация, занимающаяся поддержкой культурных проектов, организацией концертов классической музыки, и тд и тп. Они организуют выступления различных музыкальных исполнителей, играющих самую разнообразную музыку - от фолка до камерного оркестра. В программе фонда - и музыка из кинофильмов на органе, и неоклассические каверы на рок-хиты, исполняемые в лютеранском соборе, и прочая, прочая... Узнал я творчестве данного фонда лет пять назад, но по разным причинам никак не удосуживался попасть на их концерты (которые, к слову, устраиваются практически каждый день в разных уголках москвы). И вот недавно мне где-то попалась контекстная реклама - "Органный мир аниме"! Музыка из кинофильмов Хаяо Миядзаки! И скромная такая пометочка в углу: "организовано фондом Бельканто". Не выдержала душа виабу, и я приобрел билет на данное мероприятие (должен отметить, что при регистрации на сайте Бельканто на все билеты дается скидка в 50%). Проходил концерт в Зеркальном Зале на Пушкинской - довольно старом особняке в центре города. Музыку Дзё Хисаиси исполняло трио музыкантов - фортепиано, гобой и орган, на котором играла Хироко Иноуэ. Сопровождался концерт песочной анимацией Анны Ивановой. Если вкратце - песочный рисунок был великолепным, художница на все 100% понимала специфику работы в данном "стиле" и просчитывала свои действия на несколько шагов вперед. Очень круто. Исполнялась музыка из Наусикаи, Мононоке, Ходячего Замка, Лапуты и прочих нетленок Миядзаки-сана. Какие-то композиции в данном составе трио узнавались не особо хорошо (хотя, разумеется, тут виноваты не музыканты, а мой плохой слух), какие-то были идеальным попаданием в музыку Хисаиси. Особо хочу выделить саундтрек Принцессы Мононоке - орган придавал композициям монументальность, в то время как гобой отвечал за эфемерность и воздушность музыки. От концерта остались наилучшие впечатления, и немудрено, что я заинтересовался последующими концертами, организованными "Бельканто". Среди прочих мне приглянулся гала-концерт "Орган, кельтская арфа и японская флейта", где предполагались к исполнению как традиционные японские и кельтские мелодии, так и кроссоверные композиции в духе world music. Прихватив с собой коллегу и ее хорошую знакомую, я направил стопы в Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, где и проходил концерт. Именно собор, кстати, был последним аргументом в пользу посещения мероприятия - сам я там дотоле не был, а интерес имелся. Билеты я приобрел в пятом ряду - казалось бы, близко, но из-за отсутствия сцены-подиума музыкантов почти не было видно. Жаль, мне всегда нравилось наблюдать за руками арфистов... Впрочем, пришел на концерт я не ради рук и лиц, но ради музыки, за сим в дальнейшем о ней и речь. Исполнителей можно было условно поделить на три группы: ориентальный ансамбль "Тори" (鳥, ака "птица"), состоявший (на данном концерте) из двух гитар и Андрея Жилина, отвечавшего разом за сякухачи (японская бамбуковая флейта) и сямисэн; джазовый ансамбль Crossover-квартет «Чёрный квадрат» (это не я придумал, это они себя так именуют!), включавший в состав фортепиано, контрабас (коего на концерте не было), ударные и флейту/вистл/арфу, на которых играла мультиинструменталист Зоя Вязовская; а также Анну Суслову, отвечавшую за орган (большой и малый). Не хочу проговаривать впечатления от каждой композиции (а их насчитывалось аж двадцать), выскажу мнение от концерта в целом. Полтора часа пролетели как десять минут. За это стоит благодарить музыкантов, гениально составивших сет-лист выступления. "Тори" чередовались с "Черным квадратом", сякухачи зеркалилось вистлом, на арфу отвечал сямисэн, гитары противостояли фортепиано, Япония встречала Ирландию и Британию, а сплавлял воедино этот кельтско-ориентальный фьюжн орган, явственно тяготеющий к кельтике, но обладающий универсальностью неоклассической аранжировки. И даже в рамках "японских" и "кельтских" сетов имелось разнообразие - "Тори" обращались и к традиционным пьесам буддистских монахов комусо, и к европеизированным авторским композициям, и к народным сямисэнным мелодиям, и к эдакому фолковому джазу; "Квадрат" отметился и легендарными "Greensleeves", и практически битбоксом на поперечной флейте, и каверами на музыку Говарда Шора из "Властелина Колец", и авторскими аранжировками ирландских традиционных мелодий. Для полноты впечатлений не хватало разве что эйра, исполняемого "Тори", и энки в аранжировке "Квадрата" (шутка, конечно). Нашлось место и для совместного исполнения флейты и органа, и для сольного сямисэна (что является ныне не самым популярным видением инструмента, которому отдают предпочтительно роль аккомпанемента). Особо хочу отметить работу Андрея Жилина, блестящего понимающего особенность японской музыки, и, в частности, сякухачи. Концепции буддизма, являющиеся основой музыки комусо, утверждающие возникновение из "ничего" и возвращение в "ничто", были ярко выражены в исполнении Андрея. Особенно хорош сам звук сякухачи - глубокий, с мощным "чифом" (пардон за термин, относящийся к вистлу, не знаю, как именуется характерное "шипение" инструмента в японской музыке) - флейта из корневого бамбука - это мощь. И не могу не отметить игру Зои Вязовской, на все 100% продемонстрировавшей возможности флейты и вистла. Тут и эйровые протяжные звукоизвлечения (какой же потрясающий контроль дыхания!), и бравурные мотивы кельтики, и выразительная артикуляция флейты... Надеюсь, когда-нибудь концерт в подобном составе с сходным сет-листом будет повторен, и я смогу привести на него еще несколько знакомых =) Прилагаю видеозапись концерта "орган, кельтская арфа и японская флейта" - огрехи видеосъемки, даже подзвученные несколькими микрофонами, раскиданными по залу, есть, но не сильно мешают просмотру. Слегка потерял в монументальности и пафосе орган, маленько утратил чиф вистл и сякухачи, кое-где утерян баланс между инструментами - но все это не беда =)